Помогаем людям справиться с непосильными долгами

8 (495) 032-30-85

Горячая линия

Как и когда подавать претензию в МФО: инструкция по применению

Не знаете, что делать, если столкнулись с нарушением ваших прав в МФО? На ваше имя оформлен кредит, которого вы не брали? Микрокредитная организация допустила разглашение личных данных? В этой статье мы расскажем, что с этим делать.

Читайте в статье:

По данным ЦБ РФ, число россиян, обратившихся в МФО. постоянно растет. Только в 2024 году современные ростовщики выдали займов на сумму 442 млрд рублей — это на 6% выше, чем за аналогичный период 2023-го. Такая ситуация стала возможной из-за тяжелого финансового положения многих граждан: небольшая зарплата, высокая кредитная нагрузка, испорченная кредитная история. Такие люди — идеальнее клиента для большинства МФО.

Деятельность МФО регулируется законом, но бывают случаи нарушения как со стороны заемщиков, так и со стороны микрофинансовых компаний. Логично, что для защиты своих прав нужно обращаться в суд, но прежде чем начинать судебные тяжбы, стоит попробовать решить вопрос в досудебном порядке. О том, как направить претензию микрофинансовой организации и что делать, если претензию получили вы, поговорим далее.

Что такое досудебная претензия МФО

Досудебная претензия от МФО представляет собой документ, в котором содержится уведомление заемщика об имеющейся задолженности, требования о ее погашении и предупреждение о наступлении правовых последствий. В свою очередь заемщик также может направить досудебное обращение в МФО с целью защиты своих прав, если они были нарушены.

Досудебное урегулирование споров в большинстве споров с МФО — штука сугубо добровольная. Но для того чтобы снизить возможные риски и излишние затраты, ее все же стоит направит кредитору.

Примеры ситуаций, когда может быть направлена досудебная претензия

Досудебное урегулирования споров может потребоваться в разных ситуациях:

  1. Примеры претензий со стороны МФО к заемщику:
    • неоплата займа в срок;
    • регулярные просрочки платежей;
    • неоплата начисленных процентов, штрафов, пени;
    • нарушение заемщиком условий договора.
  2. Примеры претензий со стороны заемщика к МФО:
    • Человек стал жертвой мошенников, которые оформили кредит на его имя;
    • МФО препятствует внесению денег на счет, чтобы начислить штрафы и проценты;
    • Организация раскрыла персональные данные заемщика;
    • МФО начислила необоснованно высокую комиссию или штраф.
    • МФО изменила условия договора в одностороннем порядке;
    • Сотрудники МФО звонят в позднее время, угрожают или иным способом нарушают права заемщика.

Структура досудебной претензии — как правильно ее составить

Претензия составляется по определенному алгоритму. Документ может быть оформлен разными способами, но обязательно должен содержать:

  1. Данные о том, кому направляется претензия. Название МФО, ее адрес, телефон, ИНН и ОГРН, если они вам известны.
  2. Данные о заявителе (заещике). Сюда включаются Ф.И.О., адрес регистрации, данные паспорта (серия, номер, кем и когда выдан), телефон, электронная почта.
  3. Номер и дата договора займа.
  4. Название документа: «Досудебная претензия».
  5. Основной текст. В нем излагается суть претензии, перечисляются нарушения, даются обоснования, почему действия или бездействие МФО стали причиной нарушения прав заемщика.
  6. Просительная (резолюционная) часть. Здесь заявитель указывает свою просьбу: рассмотреть обращение, исправить ошибки, предоставить документы-основания, возместить незаконно удержанные средства и так далее.
  7. Список приложений. Если человек прикладывает к претензии какие-либо документы, нужно оформить их списком в конце текста обращения.
  8. Претензия обязательно подписывается заявителем или его законным представителем.

По тому же принципу составляется и претензия от МФО к заемщику, только в качестве адресата выступает гражданин, а в просительной части указываются требования МФО оплатить задолженность, внести средства в погашение штрафных санкций или другие требования.

МФО принимает обращения согласно «Базовому стандарту защиты прав и интересов физических и юридических лиц – получателей финансовых услуг», утвержденному ЦБ РФ в 2017 году.

Отдельно следует поговорить о том, как составить претензию в МФО о мошенничестве и дать образец заполнения. В последние годы участились случаи, когда романтики с большой дороги оформляют займы и даже кредиты на граждан без их ведома. Такие ситуации происходят по разным причинам, но чаще всего из-за утечки персональных данных людей.

Если вы проверили свою кредитную историю и обнаружили там займы, которые вы не оформляли, то нужно действовать одновременно в разных направлениях:

  1. Подать заявление в БКИ на изменение данных касающихся займа. БКИ подают запросы в МФО. Если подтверждается, что этой займ вы не брали, то сведения о нем из кредитной истории удаляются.
  2. Подать претензию в МФО с требованием разобраться в ситуации и удалить данные, не соответствующие действительности. Можно запросить подтверждение заключения вами договора, вашей подписи на нем, а также запретить обработку своих персональных данных, на которую вы не давали письменного согласия и потребовать признать договор незаключенным.

Если МФО будет настаивать на том, что этот займ именно ваш, следующая инстанция — суд.

Рекомендации по составлению претензии

Есть еще несколько рекомендаций, на что обратить внимание при составлении претензии:

  1. Убедитесь в правомерности своих действий. Если вы невнимательно прочитали договор и согласились на невыгодные условия, МФО откажет в удовлетворении ваших требований.
  2. Заемщик вправе запрашивать у МФО документы о внесении ее в государственный реестр микрофинансовых организаций и об обязанности компании сотрудничать с финансовым уполномоченным.
  3. Не следует говорить в тексте претензии о том, что договор составлен под принуждением и о том, что он представляет собой кабальную сделку. Доказать это в суде практически невозможно.
  4. Обязательно укажите срок ответа на претензию — например, 10 рабочих дней.

Как реагировать на досудебную претензию

Что делать, если вам пришла досудебная претензия от МФО? Цель таких претензий — уведомление заемщика о том, что ему необходимо обратить внимание на его финансовую ситуацию и оплатить имеющиеся долги. Если неплательщик игнорирует досудебную претензию, это теоретически может использоваться против него в суде. Поэтому при получении претензии нужно:

  1. Изучить документ. Если в нем содержатся угрозы или унижение чести и достоинства — это противозаконно. Вы можете обратиться в суд.
  2. Ответить на претензию, если вы считаете, что действия МФО необоснованны. Однако обязанности отвечать на претензии у гражданина нет.
  3. Готовиться к суду. Если в претензии от МФО содержится уведомление о том, что компания намерена подать в суд, нужно быть к нему готовыми. Отслеживать почтовые отправления, проверять личный кабинет на Госуслугах и электронную почту, так как туда будут приходить судебные уведомления.

Что делать, если претензия не помогла?

Иногда случается так, что заемщик направляет претензию в МФО, но компания игнорирует обращение или дает неудовлетворительный ответ. В таких случаях можно:

  1. Обратиться в Саморегулируемую организацию (СРО), в которой состоит микрофинансовая компания. Данные СРО содержатся в Реестре ЦБ РФ. СРО поможет, если микрофинансовая организация неправильно начислила проценты или неверно рассчитала сумму долга.
  2. Направить жалобу в ЦБ РФ. Этот способ поможет, если компания незаконно взвинтила процентную ставку, у нее нет лицензии на работу или в договоре займа внезапно обнаружились скрытые условия.
  3. Обратиться к финансовому уполномоченному. Решение финансового омбудсмена приравнивается к судебному, и МФО обязаны его выполнять. Главное — приложить копию претензии, которую вы направляли в организацию, так как без нее уполномоченный не будет рассматривать спор.
  4. Пожаловаться в Роспотребнадзор. Такой способ подойдет, если МФО передала ваши данные третьим лицам, взимает плату за бесплатные услуги или не проинформировала вас должным образом об условиях договора займа.
  5. Обратиться в Прокуратуру. Она поможет если вам угрожают, причиняют вред имуществу или стали жертвой мошенников.
  6. Подать исковое заявление в суд. Если ваши требования правомерны, суд обязует МФО их исполнить.

Почему стоит быть осторожным с МФО

Если вы не уверены, что сможете вернуть деньги в сорок, лучше не оформляйте микрокредиты. Даже минимальная просрочка может обернуться серьезными денежными потерями: МФО начисляет высокие штрафы и комиссии за неуплату долга.

Кроме того, не всегда понятными бывают условия договоров займа. Чтобы не попасть в в трудную ситуацию, нужно внимательно изучать договор. Если вы оформляете его лично в офисе МФО, то не стесняйтесь задавать вопросы сотруднику компании: он обязан давать все необходимые разъяснения.

Впрочем, рассуждать всегда проще, чем что-то решать. Если вы:

  1. Оказались в числе тех, кто подписал договор не читая, и тем самым взял на себя тяжелые обязательства.
  2. Неправильно посчитали процентную ставку и думали, что 0,8% в день — это всего ничего, а вот про 295% годовых забыли.
  3. Взяли один микрозайм, чтобы покрыть другой, а потом еще раз, и еще…

А если к тому же у вас на руках есть и другие просроченные обязательства, сумма которых уже превысила 300 000 рублей, то подумайте о том, чтобы признать собственную финансовую несостоятельность. С помощью банкротства вы сможете списать кредиты и микрозаймы, начав тем самым свою жизнь с чистого листа.

Как помогает банкротство?

Банкротство — законная процедура. С ее помощью вы сможете избавиться от долгов. Процесс регламентирован Законом №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и ведется по четкой схеме.

Длительность процедуры составляет от 6 до 12 месяцев. На срок списания долгов напрямую влияют юридические формальности: важно правильно составить необходимые заявления и собрать пакет документов. Кроме того, большинство граждан не готовы лично участвовать в судебных заседаниях и общаться с кредиторами и судьей. Решением станет помощь юриста по банкротству физических лиц, который будет представлять интересы должника в суде.

Компания «Гризли» помогает своим клиентам проходить банкротство с наименьшими потерями сил и средств. Мы оказываем всестороннюю поддержку на любом этапе процедуры: от консультаций по всем возникшим вопросам до помощи в сборе, составлении и подаче всех необходимых документов.

Подведем итоги:

  1. Досудебная претензия — способ урегулирования разногласий между человеком и МФО до обращения в суд.
  2. Претензия может быть направлена обеими сторонами.
  3. Обращения граждан рассматриваются в МФО согласно законодательству.
  4. Если претензия не помогла, гражданин вправе обратиться в суд.
  5. Если человек по неосторожности или в силу иных обстоятельств не может обслуживать свою задолженность, он может обратиться к процедуре банкротства.
  6. Компания «Гризли» помогает пройти банкротство с наименьшими потерями сил и средств.

Вопрос — Ответ

Если на меня оформили микрозайм мошенники, что делать?

Обратиться в МФО с уведомлением о запрете обработки персональных данных, на которую вы не давали письменного согласия, а также о признании договора незаключенным.

Если мне пришла претензия МФО, где есть уведомление об обращении в суд, что делать?

Готовиться к суду. Игнорировать сложившуюся ситуацию нельзя: нужно собрать пакет документов для защиты.

Если я решил пройти банкротство, но у меня нет имущества, кроме единственной квартиры, отберут ли ее при банкротстве?

Нет, единственное жилье гражданина не входит в конкурсную массу и не реализуется с торгов.

Источники

  1. Базовый стандарт защиты прав и интересов физических и юридических лиц — получателей финансовых услуг от 22.07.2017 г.
  2. Закон №127-Фз «О несостоятельности (банкротстве»).

Бесплатная консультация

Экспресс консультация — перезвоним через 1 минуту. Консультация бесплатная и ни к чему вас не обязывает. Консультируют юристы специализирующиеся на списании долгов по 127-ФЗ.

Продолжая использовать наш сайт, Вы соглашаетесь на обработку файлов cookie, которые включают в себя: сведения о местоположении; тип, язык и версию операционной системы и браузера; сведения об используемом устройстве. Данные обрабатываются для предоставления наших услуг и улучшения качества работы нашего веб-сайта и сервисов