По данным ЦБ РФ, число россиян, обратившихся в МФО. постоянно растет. Только в 2024 году современные ростовщики выдали займов на сумму 442 млрд рублей — это на 6% выше, чем за аналогичный период 2023-го. Такая ситуация стала возможной из-за тяжелого финансового положения многих граждан: небольшая зарплата, высокая кредитная нагрузка, испорченная кредитная история. Такие люди — идеальнее клиента для большинства МФО.
Деятельность МФО регулируется законом, но бывают случаи нарушения как со стороны заемщиков, так и со стороны микрофинансовых компаний. Логично, что для защиты своих прав нужно обращаться в суд, но прежде чем начинать судебные тяжбы, стоит попробовать решить вопрос в досудебном порядке. О том, как направить претензию микрофинансовой организации и что делать, если претензию получили вы, поговорим далее.
Что такое досудебная претензия МФО
Досудебная претензия от МФО представляет собой документ, в котором содержится уведомление заемщика об имеющейся задолженности, требования о ее погашении и предупреждение о наступлении правовых последствий. В свою очередь заемщик также может направить досудебное обращение в МФО с целью защиты своих прав, если они были нарушены.
Досудебное урегулирование споров в большинстве споров с МФО — штука сугубо добровольная. Но для того чтобы снизить возможные риски и излишние затраты, ее все же стоит направит кредитору.
Примеры ситуаций, когда может быть направлена досудебная претензия
Досудебное урегулирования споров может потребоваться в разных ситуациях:
- Примеры претензий со стороны МФО к заемщику:
- неоплата займа в срок;
- регулярные просрочки платежей;
- неоплата начисленных процентов, штрафов, пени;
- нарушение заемщиком условий договора.
- Примеры претензий со стороны заемщика к МФО:
- Человек стал жертвой мошенников, которые оформили кредит на его имя;
- МФО препятствует внесению денег на счет, чтобы начислить штрафы и проценты;
- Организация раскрыла персональные данные заемщика;
- МФО начислила необоснованно высокую комиссию или штраф.
- МФО изменила условия договора в одностороннем порядке;
- Сотрудники МФО звонят в позднее время, угрожают или иным способом нарушают права заемщика.
Структура досудебной претензии — как правильно ее составить
Претензия составляется по определенному алгоритму. Документ может быть оформлен разными способами, но обязательно должен содержать:
- Данные о том, кому направляется претензия. Название МФО, ее адрес, телефон, ИНН и ОГРН, если они вам известны.
- Данные о заявителе (заещике). Сюда включаются Ф.И.О., адрес регистрации, данные паспорта (серия, номер, кем и когда выдан), телефон, электронная почта.
- Номер и дата договора займа.
- Название документа: «Досудебная претензия».
- Основной текст. В нем излагается суть претензии, перечисляются нарушения, даются обоснования, почему действия или бездействие МФО стали причиной нарушения прав заемщика.
- Просительная (резолюционная) часть. Здесь заявитель указывает свою просьбу: рассмотреть обращение, исправить ошибки, предоставить документы-основания, возместить незаконно удержанные средства и так далее.
- Список приложений. Если человек прикладывает к претензии какие-либо документы, нужно оформить их списком в конце текста обращения.
- Претензия обязательно подписывается заявителем или его законным представителем.
По тому же принципу составляется и претензия от МФО к заемщику, только в качестве адресата выступает гражданин, а в просительной части указываются требования МФО оплатить задолженность, внести средства в погашение штрафных санкций или другие требования.
МФО принимает обращения согласно «Базовому стандарту защиты прав и интересов физических и юридических лиц – получателей финансовых услуг», утвержденному ЦБ РФ в 2017 году.
Отдельно следует поговорить о том, как составить претензию в МФО о мошенничестве и дать образец заполнения. В последние годы участились случаи, когда романтики с большой дороги оформляют займы и даже кредиты на граждан без их ведома. Такие ситуации происходят по разным причинам, но чаще всего из-за утечки персональных данных людей.
Если вы проверили свою кредитную историю и обнаружили там займы, которые вы не оформляли, то нужно действовать одновременно в разных направлениях:
- Подать заявление в БКИ на изменение данных касающихся займа. БКИ подают запросы в МФО. Если подтверждается, что этой займ вы не брали, то сведения о нем из кредитной истории удаляются.
- Подать претензию в МФО с требованием разобраться в ситуации и удалить данные, не соответствующие действительности. Можно запросить подтверждение заключения вами договора, вашей подписи на нем, а также запретить обработку своих персональных данных, на которую вы не давали письменного согласия и потребовать признать договор незаключенным.
Если МФО будет настаивать на том, что этот займ именно ваш, следующая инстанция — суд.
Рекомендации по составлению претензии
Есть еще несколько рекомендаций, на что обратить внимание при составлении претензии:
- Убедитесь в правомерности своих действий. Если вы невнимательно прочитали договор и согласились на невыгодные условия, МФО откажет в удовлетворении ваших требований.
- Заемщик вправе запрашивать у МФО документы о внесении ее в государственный реестр микрофинансовых организаций и об обязанности компании сотрудничать с финансовым уполномоченным.
- Не следует говорить в тексте претензии о том, что договор составлен под принуждением и о том, что он представляет собой кабальную сделку. Доказать это в суде практически невозможно.
- Обязательно укажите срок ответа на претензию — например, 10 рабочих дней.
Как реагировать на досудебную претензию
Что делать, если вам пришла досудебная претензия от МФО? Цель таких претензий — уведомление заемщика о том, что ему необходимо обратить внимание на его финансовую ситуацию и оплатить имеющиеся долги. Если неплательщик игнорирует досудебную претензию, это теоретически может использоваться против него в суде. Поэтому при получении претензии нужно:
- Изучить документ. Если в нем содержатся угрозы или унижение чести и достоинства — это противозаконно. Вы можете обратиться в суд.
- Ответить на претензию, если вы считаете, что действия МФО необоснованны. Однако обязанности отвечать на претензии у гражданина нет.
- Готовиться к суду. Если в претензии от МФО содержится уведомление о том, что компания намерена подать в суд, нужно быть к нему готовыми. Отслеживать почтовые отправления, проверять личный кабинет на Госуслугах и электронную почту, так как туда будут приходить судебные уведомления.
Что делать, если претензия не помогла?
Иногда случается так, что заемщик направляет претензию в МФО, но компания игнорирует обращение или дает неудовлетворительный ответ. В таких случаях можно:
- Обратиться в Саморегулируемую организацию (СРО), в которой состоит микрофинансовая компания. Данные СРО содержатся в Реестре ЦБ РФ. СРО поможет, если микрофинансовая организация неправильно начислила проценты или неверно рассчитала сумму долга.
- Направить жалобу в ЦБ РФ. Этот способ поможет, если компания незаконно взвинтила процентную ставку, у нее нет лицензии на работу или в договоре займа внезапно обнаружились скрытые условия.
- Обратиться к финансовому уполномоченному. Решение финансового омбудсмена приравнивается к судебному, и МФО обязаны его выполнять. Главное — приложить копию претензии, которую вы направляли в организацию, так как без нее уполномоченный не будет рассматривать спор.
- Пожаловаться в Роспотребнадзор. Такой способ подойдет, если МФО передала ваши данные третьим лицам, взимает плату за бесплатные услуги или не проинформировала вас должным образом об условиях договора займа.
- Обратиться в Прокуратуру. Она поможет если вам угрожают, причиняют вред имуществу или стали жертвой мошенников.
- Подать исковое заявление в суд. Если ваши требования правомерны, суд обязует МФО их исполнить.
Почему стоит быть осторожным с МФО
Если вы не уверены, что сможете вернуть деньги в сорок, лучше не оформляйте микрокредиты. Даже минимальная просрочка может обернуться серьезными денежными потерями: МФО начисляет высокие штрафы и комиссии за неуплату долга.
Кроме того, не всегда понятными бывают условия договоров займа. Чтобы не попасть в в трудную ситуацию, нужно внимательно изучать договор. Если вы оформляете его лично в офисе МФО, то не стесняйтесь задавать вопросы сотруднику компании: он обязан давать все необходимые разъяснения.
Впрочем, рассуждать всегда проще, чем что-то решать. Если вы:
- Оказались в числе тех, кто подписал договор не читая, и тем самым взял на себя тяжелые обязательства.
- Неправильно посчитали процентную ставку и думали, что 0,8% в день — это всего ничего, а вот про 295% годовых забыли.
- Взяли один микрозайм, чтобы покрыть другой, а потом еще раз, и еще…
А если к тому же у вас на руках есть и другие просроченные обязательства, сумма которых уже превысила 300 000 рублей, то подумайте о том, чтобы признать собственную финансовую несостоятельность. С помощью банкротства вы сможете списать кредиты и микрозаймы, начав тем самым свою жизнь с чистого листа.
Как помогает банкротство?
Банкротство — законная процедура. С ее помощью вы сможете избавиться от долгов. Процесс регламентирован Законом №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и ведется по четкой схеме.
Длительность процедуры составляет от 6 до 12 месяцев. На срок списания долгов напрямую влияют юридические формальности: важно правильно составить необходимые заявления и собрать пакет документов. Кроме того, большинство граждан не готовы лично участвовать в судебных заседаниях и общаться с кредиторами и судьей. Решением станет помощь юриста по банкротству физических лиц, который будет представлять интересы должника в суде.
Компания «Гризли» помогает своим клиентам проходить банкротство с наименьшими потерями сил и средств. Мы оказываем всестороннюю поддержку на любом этапе процедуры: от консультаций по всем возникшим вопросам до помощи в сборе, составлении и подаче всех необходимых документов.
Подведем итоги:
- Досудебная претензия — способ урегулирования разногласий между человеком и МФО до обращения в суд.
- Претензия может быть направлена обеими сторонами.
- Обращения граждан рассматриваются в МФО согласно законодательству.
- Если претензия не помогла, гражданин вправе обратиться в суд.
- Если человек по неосторожности или в силу иных обстоятельств не может обслуживать свою задолженность, он может обратиться к процедуре банкротства.
- Компания «Гризли» помогает пройти банкротство с наименьшими потерями сил и средств.
Вопрос — Ответ
Обратиться в МФО с уведомлением о запрете обработки персональных данных, на которую вы не давали письменного согласия, а также о признании договора незаключенным.
Готовиться к суду. Игнорировать сложившуюся ситуацию нельзя: нужно собрать пакет документов для защиты.
Нет, единственное жилье гражданина не входит в конкурсную массу и не реализуется с торгов.