Коллекторы. Для многих от этого слова тянет чем-то зловещим. Кто-то еще помнит беспредел 90-х и начала 00-х. Тогда взыскателей никто не контролировал, и они буквально выбивали деньги из людей. А кто-то столкнулся с недобросовестными долговыми агентами уже в наше время. По данным Федеральной службы судебныхприставов (ФССП), за 2024 год россияне подали почти 10 тысяч обоснованных жалоб на коллекторов. Это стало абсолютным рекордом за последние семь лет.
Такая статистика не связана с тем, что сотрудники коллекторских агентств совершенно обнаглели. Просто люди стали больше интересоваться законами и бороться за свои права. В этой статье вы узнаете, что могут, а что не могут делать коллекторы. На какие действия взыскателей можно пожаловаться и куда обращаться.
Какой закон регулирует деятельность коллекторских агентств
На этапе своего зарождения коллекторские агентства были полностью независимы и могли работать, как хотели. Но со временем их свободу начали ограничивать, чтобы защитить гражданские права должников.
Главный нормативно-правовой акт, в котором описаны все разрешенные действия коллекторов, был принят в 2017 году. Это федеральныйзакон №230 «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности».
На что имеют право коллекторы
У сотрудников коллекторских организаций есть довольно много возможностей заставить должника вернуть деньги. И при этом не обязательно что-то нарушать.
Что могут делать взыскатели:
- звонить заемщику один раз в сутки и два раза в неделю с 8:00 до 22:00 в будние дни, с 9:00 до 20:00 в выходные и праздники;
- встречаться с человеком лично один раз в неделю в разрешенное время;
- отправлять уведомления с информацией о задолженности два раза в сутки и четыре раза в неделю в разрешенное время;
- выяснять обстоятельства просрочки;
- предложить реструктуризацию или частичный возврат средств;
- обращаться к судебным приставам, чтобы взыскать задолженность принудительно;
- подавать иски в суд, представлять интересы кредитора в разбирательствах;
- общаться с окружением должника, с разрешения заемщика и тех лиц, к кому обращаются коллекторы;
- выступать кредитором в деле о банкротстве физического лица.
Если вы не хотите общаться со взыскателями, то вам может помочь списание долгов через процедуру банкротства. Согласно ФЗ №127 «О несостоятельности (банкротстве)», каждый человек, у которого не хватает денег платить по счетам, может обратиться в арбитражный суд. Как только пройдет первое заседание и вас признают неплатежеспособным, коллекторы больше не смогут вам звонить.
Какие действия коллекторов незаконны
Не все организации по взысканию кредитов работают в рамках закона. Есть мнение, что если посильнее надавить на должника, припугнуть, то результат не заставит себя долго ждать. Человек занервничает, устанет от бесконечного психологического напряжения, вытащит из заначки деньги и все вернет. Только коллекторы не учитывают, что население становится все более информированным. В 2025 году очень легко подать жалобу на неправомерные действия и поставить наглецов на место.
Рассмотрим основные поводы, по которым заемщик может написать заявление на взыскателей.
Угрозы, психологическое давление и шантаж
Абсолютно недопустимы прямые или косвенные угрозы. Припугивание тем, что встретят вас вечером в подворотне или фразы «не отпускайте детей одних на улицу». Обещания сломать машину или поджечь дверь. За такое сотрудникам агентства может грозить не только административный штраф, но и уголовная ответственность. Даже обыкновенное хамство или оскорбление в ваш адрес — это уже повод написать жалобу.
Некоторые особо настойчивые взыскатели создают порнаграфические материалы с должниками или находят какие-то компрометирующие данные. Они обещают разослать все знакомым, если долг не будет погашен.
«Когда у меня начались просрочки по потребительскому кредиту, банк продал долг коллекторам. Сначала общение было довольно безобидным. Но потом мне попался сотрудник Дмитрий. С каждым звонком становился все более хамоватым, а потом сообщил, что нашел пикантные видео со мной и мужем. Обещал разослать нашим детям, соседям и коллегам. Хотя такого видео не существовало в природе, он прислал его мне. Вы не представляете, что сейчас могут сделать нейросети!» — поделилась историей клиентка компании «Гризли» Галина Иванова (имя изменено).
Порча имущества или нанесение вреда жизни и здоровью
Коллекторы редко переходят от угроз к реальным действиям. Но такое все же случается. Поэтому в законе четко прописано, что сотрудники по взысканию долгов не имеют права применять физическую силу к заемщику. Не допускается повреждение имущества или использование методов, которые могут причинить вред человеку.
Если и доходит до подобного, в основном все ограничивается проколотыми шинами, разбитыми окнами, клеем в замочных скважинах, царапинами на машинах или испорченными почтовыми ящиками.
Большое количество звонков
Мы уже говорили выше, сколько раз и в какое время коллекторы вправе связываться с должником. Однако нарушение этого пункта — самая частая история в жалобах россиян. Взыскатели пытаются в прямом смысле вымотать человека. Некоторые позволяют себе звонить по 50 раз за день. Кто-то звонит посреди ночи, чтобы разбудить. Это один из способов психологического давления, и долговые агенты им с удовольствием пользуются.
Обращения к родственникам
Да, взыскатели могут общаться с родственниками или другими знакомыми должника с их согласия. Однако обычно никакого согласия у коллекторов нет. При этом они активно названивают окружению заемщика. Иногда в самой спокойной манере: просто узнают, где человек и как с ним связаться. Иногда распространяют персональную информацию, рассказывают о сумме долгов. В некоторых ситуациях начинают угрожать. В любом случае такое поведение недопустимо и может стать причиной написания претензии.
Взыскание чужого кредита
Почему могут звонить по поводу чужого кредита:
- должник указал вас как контактное лицо;
- вы созаемщик или поручитель;
- банальная ошибка во время оформления, замена цифры номера;
- мошенники оформили на вас кредит по украденным данным;
- вы купили новую SIM-карту, которая раньше принадлежала должнику.
Введение в заблуждение
Тоже одно из популярных нарушений. С целью запугать человека ему называют космические суммы долга. Или обещают забрать все имущество и оставить жить на улице. Некоторые говорят, что привлекут должника к уголовной ответственности за мошенничество. Также сотрудники коллекторского агентства могут представляться судебными приставами, не называть свою организацию, отказываться дать актуальную информацию о задолженности.
Куда можно пожаловаться на коллекторов
Все вышеописанные действия дают заемщику право написать жалобу на компанию или конкретного сотрудника.
Обращения по поводу нарушений коллекторов принимают следующие организации:
- ФССП. Главный регулятор деятельности взыскателей. Служба реагирует на все нарушения прав заемщика.
- Прокуратура. Жалоба в прокуратуру помогает разобраться с любыми нарушениями закона.
- Полиция. Принимает заявление, если есть признаки уголовного преступления: физический вред, угрозы, шантаж, порча имущества.
- Роспотребнадзор. Помогает, если были нарушены правила взаимодействия с должником.
- Центробанк. Заявление в ЦБ скорее всего быстро угомонит нарушителей.
Как правильно подать жалобу на коллекторов: пошаговая инструкция
В какой бы регулирующий орган вы не обратились, заявление нужно подавать по определенному алгоритму. Самый важный этап в этом деле — подготовка.
Шаг 1. Соберите все доказательства нарушений
Распечатайте детализацию звонков. Это поможет доказать превышение их количества или что они поступали в ночное время. Документ можно получить в офисе мобильного оператора или через приложение. Сохраните записи разговоров, на которых слышно грубость или угрозы со стороны коллекторов. особенно если они угрожают или ведут себя по-хамски. Распечатайте скриншоты сообщений. Если были свидетели нарушений, соберите с них свидетельские показания. При наличии побоев или порчи имущества необходимо собрать фотографии и справки из травмпункта.
Шаг 2. Заполните шапку заявления
Законом не предусмотрена строгая форма жалобы на коллекторов, поэтому можно написать ее в свободной форме. В шапке документа важно указать:
- название органа, в который вы обращаетесь;
- адрес организации;
- должность и Ф.И.О. ответственного сотрудника;
- Ф.И.О. заявителя;
- адрес заявителя;
- контактный телефон;
- электронная почта.
Шаг 3. Напишите суть претензии и свои требования
Придерживайтесь делового стиля, излагайте мысли четко, без эмоций. Важны все детали неправомерной ситуации и факты нарушений. Опишите, в чем причина обращения. Заявите о том, каких результатов ждете от жалобы.
Шаг 4. Дождитесь рассмотрения дела в суде
Суд назначит предварительное заседание, на котором стороны смогут обсудить спорные моменты и представить свои позиции. Затем состоится основное судебное заседание, где будут выслушаны аргументы обеих сторон, изучены представленные доказательства и вынесено решение.
Рассмотрение дела может занять от нескольких месяцев до года, в зависимости от сложности спора и загруженности суда.
Шаг 5. Примите решение суда и его исполнение
По итогам рассмотрения дела суд принимает одно из решений:
- Удовлетворяет исковые требования. В таком случае отдельные положения кредитного договора признаются недействительными, а обязательства заемщика пересматриваются в соответствии с решением суда.
- Отказывает в удовлетворении требований. Если суд сочтет, что нарушения со стороны банка отсутствуют или они незначительны, то кредит придется выплачивать.
Решение суда вступает в законную силу через месяц после его вынесения, если ни одна из сторон не подаст апелляцию. После вступления решения в силу оно подлежит исполнению.
Сроки рассмотрения жалоб и их последствия
Каждый регулирующий орган имеет свою зону ответственности и может отреагировать на заявление гражданина по-разному.
Организация |
Срок |
Реакция |
ФССП |
до 30 дней |
|
Прокуратура |
до 30 дней |
|
Полиция |
до 30 дней |
|
Роспотребнадзор |
до 30 дней |
|
Центробанк |
до 25 дней |
|
Можно ли не платить кредит, если коллекторы нарушают закон
Факт нарушения законодательства со стороны взыскателей не освобождает гражданина от финансовых обязательств. Даже если агентство исключают из реестра и штрафуют, долг никуда не исчезает. Однако аннулировать непосильные кредиты вполне возможно. Согласно закону №127, человеку, у которого резко ухудшилась ситуация с деньгами, доступно списание долгов через процедуру банкротства.
Юристы «Гризли» сопровождают каждого клиента на всех этапах процесса. Помогают быстро подготовиться, составляют выигрышную стратегию, представляют интересы человека на заседаниях, защищают от нападок кредиторов. Звонки коллекторов на законодательном уровне прекращаются сразу после признания человека банкротом. Взыскатели больше не будут иметь на вас никакого влияния.
На бесплатной консультации вы узнаете о важных особенностях и нюансах процедуры. Юристы проанализируют ваш случай и подскажут, как лучше поступить, чтобы распрощаться с долгами.
Подведем итоги
- Деятельность коллекторов регулирует закон №230 «О защите прав и законных интересов физических лиц…». В нем описаны разрешенные действия, количество звонков, уведомлений и встреч. Возможность обратиться в ФССП и суд.
- К запрещенным способам взыскания задолженности относятся: угрозы, психологическое давление, шантаж, физическое воздействие, порча имущества, ввод в заблуждение, общение родственниками.
- Подать жалобу на незаконную работу коллекторов можно в ФССП, прокуратуру, МВД, ЦБ, Роспотребнадзор.
- Если выплатить долг своими силами не получается, то поможет списание долгов. Банкротство — законный способ аннулировать кредиты и забыть о звонках коллекторов.
Вопрос-Ответ
Деятельность коллекторов контролирует Центральный Банк РФ и ФССП.
Конечно. Если сотрудники агентства нарушают ваши права, вам необходимо обратиться с жалобой в контролирующие органы.
Да, после признания человека финансово несостоятельным кредиторы, приставы и коллекторы больше не могут общаться с должником. Если же это происходит, вы можете обратиться в суд или пожаловаться в Центробанк и ФССП.