По данным портала «РБК», за 2024 год кредитные организации продали коллекторам просроченных долгов на сумму более 100 млрд рублей. Также за этот период банки втрое нарастили передачу проблемных ипотечных кредитов взыскателям. То есть любой заёмщик, который попал в трудное финансовое положение, может в какой-то момент услышать в трубке: «Вас беспокоит коллекторское агентство…». В этой статье вы узнаете, сколько раз в неделю могут звонить коллекторы и куда жаловаться, если они нарушают закон.
Как коллекторы могут взаимодействовать с должниками
Коллекторы — это люди, которые профессионально занимаются возвратом просроченных долгов. Банки и микрофинансовые организации (МФО) передают взыскателям проблемные задолженности, так как им бывает невыгодно работать с заёмщиком самостоятельно. Деятельность коллекторов регулирует закон № 230 «О защите прав и законных интересов физических лиц…».
Сотрудничество кредиторов с коллекторами строится по двум схемам: договор цессии, когда банк или МФО перепродаёт права на долг, а также агентский договор. Во втором случае взыскатели за вознаграждение обязуются выполнять различные действия по возврату денег, но владельцем задолженности остаётся кредитная организация.
Что могут делать сотрудники коллекторских агентств при взаимодействии с должниками.
Разрешено |
Запрещено |
Звонить строгоодин раз в сутки, два раза в неделю и восемь раз в месяц. Отправлять СМС-уведомления два раза в сутки и четыре раза в неделю. Посылать бумажные уведомления с информацией о задолженности по месту нахождения и адресу прописки должника. Встречаться с должником лично один раз в неделю. Общаться с контактными лицами, созаёмщиками и поручителями по кредиту. Подать на должника в суд и передать долг приставам |
Звонить и отправлять сообщения после 22:00 и до 8:00 часов в будни, а также после 20:00 и до 9:00 часов в выходные и праздники. Скрывать телефонный номер, вводить человека в заблуждение по поводу личности звонящего и размера задолженности. Оказывать психологическое давление, угрожать, шантажировать. Причинять физический вред, портить имущество. Раскрывать конфиденциальную информацию родственникам, соседям, работодателям и другим третьим лицам. Общаться с должником, если он проходит процедуру банкротства |
Многие граждане жалуются, что коллекторы звонят по 50 раз в день и просто сводят их с ума. Они направляют жалобы на агентства, но не получают желаемого результата — чрезмерное внимание взыскателей не прекращаются.
Дело в том, что совершённым звонок считается, если случился полноценный разговор. Поэтому, если хотите, чтобы телефон не разрывался в течение всего дня, лучше брать трубку и общаться. Тогда с большой вероятностью вам действительно будут звонить пару раз в неделю.
А что делать, если совсем не хочется отвечать наглым взыскателям?
Как отказаться от общения по телефону с коллектором
У любого должника есть возможность прекратить общение с назойливыми коллекторами с помощью простого заявления. Но сделать это можно только через четыре месяца после появления просрочки. А вот запретить звонить родственникам и друзьям можно хоть сразу. Это делается с помощью той же бумаги.
Документ нужно направить в ту организацию, которая владеет вашим кредитным договором. Банк мог передать права коллекторам или нанять их как обычных сотрудников.
Отказ от взаимодействия не поможет забыть о выплате кредитной задолженности. А она к тому же имеет тенденцию увеличиваться. С каждым месяцем становится всё сложнее вернуться в график платежей. Если вам негде брать деньги на выплату долга, подумайте о банкротстве. На бесплатной консультации мы расскажем все нюансы и объясним, как работает этот инструмент.
Куда жаловаться на нарушения
К сожалению, до сих пор есть коллекторские агентства, которые не дорожат своей репутацией. Они нарушают положения закона № 230 и не соблюдают права должников. Хамят, звонят в запрещенное время, угрожают, обманывают, ходят по соседям и рассказывают небылицы. У кого на что хватает наглости и воображения.
Жалобы на неправомерные действия коллекторов принимают:
- Федеральная служба судебных приставов (ФССП).
- Центробанк.
- Прокуратура.
- МВД.
- Роскомнадзор.
- Финансовый омбудсмен.
- НАПКА (если конкретное агентство входит в эту организацию).
Даже если агенты по взысканию совершили самое мелкое правонарушение, не стоит оставлять это без внимания. За оскорблением может последовать психологическое давление, а там и до угроз недалеко.
Как подать жалобу: инструкция
Вы можете провести оплату онлайн по договору или номеру счёта на сайте Совкомбанка. Предоставим вам подробную инструкцию, как это сделать:
Шаг 1. Соберите доказательства
На этом этапе подойдёт всё: записи разговоров, распечатки СМС, предоставление количества звонков, записанные опросы свидетелей. При жёстких нарушениях подготовьте фото и видео повреждений имущества, справки из травмпунктов. Соберите всё, что сможете.
Шаг 2. Заполните заявление
Для каждого ведомства будет свой бланк, но можно написать обращение и в свободной форме. В жалобе укажите, к кому вы обращаетесь: название организации, адрес, должность и Ф.И.О. ответственного лица. Заполните свои личные данные: Ф.И.О. адрес, телефон. Обозначьте коллекторское агентство и сотрудников, которые нарушили ваши права. Напишите свои требования. Поставьте дату и подпись. Предоставьте все доказательства, которые собрали.
Шаг 3. Отправьте жалобу
Это можно сделать при личном визите в организацию или ведомство. Также можно отправить заявление онлайн через официальный сайт.
Как справиться с долгами
Даже если вы напишите заявление об отказе от взаимодействия или пожалуетесь на недобросовестных коллекторов, причина их звонков не исчезнет. Долг всё равно придётся платить. Рано или поздно кредитор пойдёт в суд. Подключатся судебные приставы, начнётся принудительное взыскание с карт. А это уже совсем другая история и другое эмоциональное состояние.
Однако шанс избавиться от звонков коллекторов навсегда и не довести до ареста счетов есть. По Закону № 127 «О несостоятельности» гражданам, которые не справляются со своими финансовыми обязательствами, доступно банкротство физических лиц. Эта процедура позволяет разобраться с долгами с помощью реструктуризации или реализации имущества. Легко войти в процесс, собрать все документы и довести дело до успешного завершения помогают юристы «Гризли». Наша команда гордится большим опытом в самых разных делах о банкротстве. Мы помогли тысячам людей выбраться из кредитной ямы. Поможем и вам.
Подведём итоги
- Права и обязанности коллекторов регулирует Закон № 230-ФЗ. Согласно документу, взыскатели могут звонить и писать должнику, встречаться с ним лично, общаться с поручителями и контактными лицами, подавать на заёмщика в суд.
- У человека есть право отказаться от взаимодействия с коллекторами, но только если с момента появление задолженности прошло четыре месяца. Знакомые и родственники могут отказаться от звонков взыскателей сразу с помощью письменного заявления.
- Если коллекторское агентство нарушает права гражданина, он может подать жалобу в Центробанк, МВД, прокуратуру, ФССП, Роскомнадзор и НАПКА, а также финансовому омбудсмену.
- Избавиться от долгов и забыть о звонках коллекторов можно, если обратиться к процедуре банкротства. Компания «Гризли» помогает завершить процесс успешно и без лишних потерь.
Вопрос — Ответ
Количество не ограничено. Звонок считается совершённым, если случился разговор.
Можно направить жалобу в ФССП, Роскомнадзор или Центральный Банк.
Через какое-то время они могут подать иск в суд, чтобы взыскать долг принудительно.