В реестре Федеральной службы судебных приставов (ФССП) по состоянию на апрель 2025 года зарегистрировано 626 коллекторских агентств. Для сравнения, в 2020 году их было всего 346 — почти в два раза меньше. Такой активный рост связан с большой закредитованностью и долгами населения. Банки обращаются к коллекторам, так как иногда это выгоднее, чем пытаться вернуть деньги самостоятельно. Есть спрос на услуги профессиональных взыскателей — повышается предложение. Но не все агентства работают честно и законно.
В этой статье разберёмся, какому закону подчиняются коллекторы, что они могут делать и имеют ли право звонить родственникам.
По каким правилам работают коллекторы
Коллекторы и вообще любые сотрудники, которые занимаются взысканием долгов, работают в соответствии законом № 230 «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности…» Этот документ регулирует всё: что можно делать и что нельзя, какие обязанности есть у коллекторских организаций и какие последствия их ждут при нарушении положений настоящего закона.
В нормативно-правовом акте прописаны способы взаимодействия с должником.
Что могут делать коллекторы |
Как нельзя взаимодействовать с должником |
Звонить гражданину один раз в сутки, два раза в неделю, не более восьми раз в месяц. Отправлять уведомления два раза в сутки, четыре раза в неделю, не более 16 раз в месяц. Направлять письменную корреспонденцию с данными о задолженности и актуальными способами оплаты. Встречаться с должником лично не чаще одного раза в неделю. Общаться с родственниками должника с целью выяснить, где он и как с ним связаться, но только по согласию самого заёмщика и третьего лица. Предлагать реструктуризацию задолженности или рассрочку платежей. Обратиться к судебным приставам для принудительного взыскания долга. Выступать кредиторами в деле о банкротстве гражданина. |
Применять физическую силу по отношению к гражданину и его окружению. Угрожать расправой. Шантажировать. Портить имущество. Оказывать психологическое давление. Вводить должника и его близких в заблуждение относительно размера долга, срока просрочки или организации, от которой звонит взыскатель. Звонить, отправлять уведомления или приходить к должнику ночью. Все контакты должны быть в разрешённое время: с 8:00 до 22:00 в будни и с 9:00 до 20:00 в выходные. |
Общение даже с вежливыми коллекторами приятным не назовёшь. Каждый разговор заставляет переживать о том, где же взять денег. Долги висят над головой грозовой тучей и мешают радоваться жизни. Однако справиться с непосильными финансовыми обязательствами вполне реально.
Каждому жителю России доступно банкротство физлиц на основании закона № 127 «О несостоятельности». Этот инструмент успешно применяется уже 10 лет, и его популярность только растёт. Компания «Гризли» помогает гражданам успешно завершить процедуру и вернуться к нормальному существованию. Записывайтесь на бесплатную консультацию и узнайте, подходит ли такой вариант вам.
С кем могут связываться взыскатели
Итак, мы выяснили, что коллекторы имеют право звонить родственникам должника, если у них есть согласие. Но что считается этим согласием? По всем номерам, которые заёмщик самуказал как контактные, автоматически проставляется одобрение на звонки. Обычно этот пункт есть в документах на кредит. При переуступке прав коллекторам банк передаёт и договор, и все телефоны, которые у него есть. То есть долговые агенты вполне законно могут звонить этим людям. Однако если человек отказывается общаться и передавать информацию, ему должны перестать звонить.
А вот с теми, кого должник не указывал, связываться нельзя. Коллекторы не должны искать родственников, друзей и знакомых заёмщика в соцсетях или где-либо ещё. Не допускается требовать с них информацию или оплату долгов. Приходить к соседям или на работу и раскрывать персональную информацию человека тоже запрещено.
Как должник, так и его контактные лица могут в любой момент отозвать своё согласие с помощью простого заявления. Его нужно отправить в коллекторское агентство по электронной почте, обычным письмом или передать через нотариуса.
Ответственность по обязательствам родственников
Родственники не обязаны расплачиваться за долги гражданина, если они просто указаны как контактное лицо. Хотя иногда коллекторы пользуются незнанием закона и переживаниями за члена семьи. Однако есть случаи, когда их звонки и требования вернуть деньги совершенно легальны:
- Поручительство. Если человек вписан в договор как поручитель, то коллекторы вправе обратиться к нему для возврата средств. Согласно закону, поручитель несёт ответственность за погашение кредита, если основной заёмщик перестаёт платить.
- Супружество. Кредиты, которые оформлены в браке, считаются совместными, и каждый из супругов несёт ответственность за их выплату. При этом если муж и жена не вписаны друг у друга поручителями, то на досудебной стадии взыскания коллекторы не могут требовать с них возврата средств. Но могут общаться и просить передать важную информацию.
- Наследство. Коллекторы могут звонить родственникам должника, которые вступили в наследство после его смерти. А значит, приняли на себя и финансовые обязательства.
Во всех остальных случаях требовать деньги с третьих лиц запрещено. Как видите, у коллекторов не так много пространства для манёвра. Хотя это относится только к добросовестным агентствам. К сожалению, не все организации соблюдают законы РФ.
Частые нарушения со стороны взыскателей
Если почитать форумы или сайты-отзовики по теме «общение с коллекторами», можно найти много интересных историй. В большинстве случаев люди пишут о нескольких основных нарушениях со стороны взыскателей.
В первую очень — это превышение количества звонков и грубость. Также коллекторы не брезгуют обманывать должников. Сотрудники могут представиться приставами или судебными служащими. Угрожают блокировкой счетов, пугают тем, что заберут имущество. Их цель — получить деньги здесь и сейчас. Поэтому каждый оператор будет пытаться заставить гражданина положить на счёт хоть какую-то сумму. Звучат фразы: «Займите у друзей», «Продайте машину», «Возьмите ещё один кредит». Также есть истории, когда взыскатели рассказывают родственникам заёмщика ложную информацию, преувеличивая размер долга. Грозятся обратиться в полицию с заявлением о мошенничестве.
Большинство ситуаций людей показывают, что недобросовестные взыскатели не сильно беспокоятся о соблюдении всех положений закона № 230-ФЗ. Они могут игнорировать письменные отказы и претензии в адрес агентства, так как их нарушения считаются мелкими. Также есть случаи, когда коллекторы влипают в крупные неприятности. Например, портят вещи людей или шантажируют неприличными фотографиями.
Даже если взыскатели совершили незначительное преступное действие, каждый человек должен защищать свои права. Не важно, прокололи шины или звонят родственникам без их согласия.
Что делать, если коллекторы нарушают закон
Если коллекторское агентство нарушает закон, можно подать жалобу. Претензия поможет вразумить безалаберных работников и сделать жизнь спокойнее.
Какие организации принимают жалобы на коллекторов:
- Центральный Банк России.
- ФССП.
- Прокуратура.
- Роскомнадзор.
- МВД.
- «Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств» («НАПКА»).
В «НАПКА» можно обратиться, только если коллекторское агентство входит в ассоциацию. Это можно уточнить на официальном сайте саморегулируемой компании или у сотрудников, которые звонят по поводу долга.
У каждой из перечисленных организаций свои полномочия, но обращение точно подействует положительно. Во-первых, прекратятся те действия, которые описаны в жалобе. Во-вторых, благодаря заявлению могут начать проверку деятельности агентства и выявить другие нарушения. Также недобросовестного сотрудника оштрафуют. В самых серьёзных случаях компанию могут исключить из реестра ФССП.
Как законно избавиться от звонков коллекторов
Коллекторы — далеко не самые приятные собеседники, даже если работают на законных основаниях. Можно, конечно, поставить телефон на беззвучный и жить в режиме «абонент вне зоны доступа». Но если коллекторов игнорировать, они рано или поздно обратятся в суд. За этим процессом последует принудительное взыскание судебными приставами. Звонки прекратятся, но легче не станет.
Долги — это не конец света. Естественно, если начать считать, то сумма со всеми штрафами и неустойками, скорее всего, покажется неподъёмной. Но у вас есть легальный инструмент, который даёт шанс справиться тяжёлыми финансовыми обязательствами. Банкротство — это не страшно. Все нюансы и особенности процедуры прописаны в законе. Никто не конфискует у вас абсолютно всё имущество. Вы не останетесь на улице без штанов и еды. Вас не отправят в рабство и не посадят в долговую яму.
Вам помогут составить новый план выплат с меньшим ежемесячным платежом — это называется реструктуризация. А если даже на такую меру нет денег, то суд введёт реализацию имущества. Однако в этом случае заберут не всё — часть имущества по умолчанию защищена статьёй 446 ГПК РФ. После того как кредиторы получат свои деньги, остальные долги, если они остались, могут признать безнадёжными. Да, процесс это небыстрый и непростой. Но с профессиональными юристами пройдёт гладко и без лишних затрат.
Компания по банкротству «Гризли» сопровождает клиентов на всех этапах разбирательства. От сбора документов до итогового решения суда. Коллекторы перестанут звонить сразу после введения одной из процедур. Запишитесь на бесплатную консультацию. Мы обсудим вашу ситуацию и продумаем грамотную стратегию.
Подведём итоги
- Коллекторских агентств в России более 600, но не все они работают честно. Деятельность взыскателей регулирует закон № 230. В нём прописаны все разрешённые способы взаимодействия с заёмщиками. Коллекторы могут звонить, писать и встречаться с должниками только в определённый временной промежуток и не больше, чем позволено документом.
- Кроме уведомлений и звонков, долговые агенты могут подавать в суд, обращаться в ФССП, предлагать варианты реструктуризации долга. Также коллекторы могут звонить знакомым и родственникам гражданина, если у них есть согласие. Это общение тоже должно укладываться в рамки законодательства.
- Взыскатели не могут оказывать психологическое давление, шантажировать, угрожать, портить имущество или причинять физический вред человеку. Если коллекторы превышают свои полномочия, должник может написать жалобу в Центробанк, прокуратуру, ФССП, НАПКА или МФД.
- Если коллекторы уже просто достали, а платить нечем, то рассмотрите банкротство. Это законный способ справиться с большими долгами. Пройти процедуру спокойно и относительно быстро помогут юристы «Гризли». Они подготовят документы и будут рядом на всех этапах процесса.
Вопрос — Ответ
Да, нужно направить типовое заявление в агентство, тогда коллекторы должны перестать звонить. Если это не сработало, необходимо написать жалобу в Центробанк, ФССП, НАПКА или прокуратуру.
Если они указаны как контактные лица, прописаны поручителями или стали наследниками должника.
Судебная процедура длится в среднем 8-12 месяцев, но с юристами «Гризли» можно справиться быстрее.
Источники
- Официальный сайт ФССП
- Закон № 230 «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности…»
- Закон №127 «О несостоятельности (банкротстве)»
- «Татар-ИНФОРМ»
- Статья 446 ГПК РФ «Имущество, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам»